Генеральный директор ООО «ИнфоТЭК-КОНСАЛТ» Канделаки Тамара Левановна выступила с докладом на международной конференции «Нефтепереработка и нефтегазохимия Татарстана», организованного компанией «GBC» в Казани.
Поздравив Нижнекамскнефтехим с 50-летием, Тамара Левановна, сказала, что после падения цен на нефть объем продаж нефтехимических продуктов снизился, однако, прибыль выросла и продолжает расти примерно на 5% в год, причем на падающем рынке. И это внушает оптимизм в отношении будущего отрасли.
Нефтехимия РФ в целом как система функционирует в формате «отверточного» производства, а именно:
- в РФ производится базовый продукт и в ряде случаев (но не всегда) целевой продукт второго передела, значительная часть которого экспортируется.
- третий передел выпускает целевой продукт и платит налоги за рубежом, часть этого продукта импортируется в РФ, и используется в последнем переделе для выпуска товаров народного потребления.
- максимум маржи генерируется в третьем переделе, в цене конечного продукта присутствует сырье по мировым ценам, логистические расходы (транспорт и пошлины) задвоены.
- риски от курса доллара и волатильности мировых цен на сырье присутствуют в полном объеме.
- на протяжении многих лет российской нефтехимии не уделялось достаточно внимания, и отрасль не имела льгот, которые имели, например, предприятия Ближнего Востока. Ситуация изменилась с принятием налогового маневра, который отрицательно сказался на нефтепереработке, но выгоден нефтехимии. Нефтехимия России может и должна использовать сложившуюся ситуацию для развития, и сделать это нужно быстро, потому что ситуация может стремительно измениться.
Концепция маржинальной нефтехимии базируется на понимании того, что, если в стране есть спрос на конечный продукт, каждый предшествующий передел в стране создает рабочие места, прибыль бизнесу и налоги бюджету.
Нефтехимические компании имеют множество проектов. Не все из них подтверждены спросом со стороны следующих переделов. Внутренний рынок находится в тяжелейшем состоянии. Экспортный рынок – «не резиновый» и никогда им не будет. Время работать с маркетингом «на глазок» закончилось…